воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Weihnachtsrezepte, или Подготовка к Рождеству 2015


Пролетели ударные выходные в немного запоздалой подготовке к Рождеству, а оно для нашей семьи наступает 25 декабря, вопреки воле советской и российской власти )). Не скажу, что Рождество для нас носит религиозное значение, но в светском и гастрономическом (как и Пасха) плане мы с ним, одним словом – милости прошу полюбоваться.

Благодаря объявленному конкурсу в нашем Гёте-институте, в домашней предрождественской выпечке к прошлогодним пряничкам (Lebkuchen), добавились Vanillekipferl и медовый пирог, а по моему любимому рецепту штоллена из творога наконец-то был испечён собственно Quarkweihnachtsstollen, а не кулич на Пасху. Ну а с чайком ещё можно отведать ароматное яблочное варенье с корицей и лимоном или хрустящее, прозрачное кабачковое с лимоном.
 



И если кому интересно – информация об истории Рождества, ёлке и почему-таки 24 декабря.

Рождество Христово с древнейших времён именовалось «матерью всех праздников» и считалось самым светлым праздником в году и вторым по значимости после Пасхи. Выбор даты празднования Рождества неслучаен. Дело в том, что в Римской империи 25 декабря праздновался День Солнца – это был праздник обновления мира, отмечался он сразу после дня осеннего равноденствия, когда светлое время в сутках начинало прибавляться. Рождение Спасителя приходилось тоже на конец декабря, ведь Ангел Господень возвестил Деве Марии о непорочном зачатии в марте. И христианское духовенство решило отмечать Рождество Христово 25 декабря, в День Солнца, дабы не искушались христиане языческим праздником



В православном мире Рождество стали праздновать с 388 года по почину Иоанна Златоуста. С приходом на Русь православия появилась и традиция широко и торжественно праздновать Рождество Христово. У славян-язычников на конец декабря — начало января приходился праздник «солнцеворота», когда солнце «поворачивает на лето, а зима – на мороз». То есть праздники, как и у римлян, были приурочены к дню осеннего равноденствия – этот день у многих народов в древности имел мистическое значение. Все традиции – рядится, петь колядки, гадать, — это традиции языческого славянского «солнцеворота», которые влились, вплелись в новый православный праздник. Так, колядование превратилось в традицию славить Христа.

В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества (переняв обычай из средневековой дохристианской германской традиции) как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлкасимвол вечной жизни.

Хотя «учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», своим указом в 1699 году повелел ещё Петр I, но это указание касалось празднования Нового года. С начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.

Сразу же после октябрьских событий никаких официальных запретов ёлки и Рождества не вводилось. Если ёлка и стала большой редкостью в домах, то больше из-за экономических проблем. В канун Нового 1918 года Горький и Бенуа выпустили подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения Горького, Чуковского, Ходасевича, А. Н. Толстого, Брюсова, Саши Чёрного и многих других. На обложке был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Но 24 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введён Григорианский календарь (в 1919 году после 31 января следовало сразу 14 февраля), а православная Церковь продолжила использовать прежний календарь, что переставило Рождество и Новый год местами. В 1922 году, стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», «комсвятки», комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое оставалось пока нерабочим днём. На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 г., отменила день Рождества, он стал рабочим днём, вместе с ним отменена была и рождественская ёлка, «поповский обычай». Газеты осуждали детские ёлки, потому что «религиозность ребят начинается именно с ёлки… Ребёнок отравляется религиозным ядом…». Вместе с ёлкой осуждался и Дед Мороз, вошедший в праздничный ритуал за пару лет до революции. Перед Новым 1929 г. любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно. Писательница и переводчица Ирина Токмакова рассказывает, как в её детстве дворник за взятку ездил в лес, срубал ёлку и пилил её на две части, чтобы влезла в не слишком большой мешок. Дома ёлку скрепляли лубками и та «делалась опять целенькой и стройной».

Перелом в отношении к новогодней ёлке случился в 1935 году. Никита Хрущёв писал в своих воспоминаниях, как Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов 28 декабря обратился к Сталину: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим».

Статья Постышева в газете с призывом к комсомольским и пионерским лидерам в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей сработала молниеносно. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений». Таким образом, предложение (даже не указ) партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату самой публикации. Подобная оперативность так и осталась недостижимым рекордом в истории СССР.

Ёлка рекомендовалась в новом качестве — как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества она больше не имела отношения, в неё нужно было вдохнуть совершенно новый смысл.

В 1930-е гг. игрушек для всех ёлок ещё не хватало, и они были в основном самодельными, склеенными из цветной бумаги или других дешёвых материалов; на веточки ёлки раскладывали имитирующие снег кусочки ваты. Звезду Рождества, голубую Вифлиемскую, сначала семиконечную, потом восьмиконечную, на верхушке ёлки заменили на красную, кремлёвскую, пятиконечную. Таким образом, праздник Рождества потерял свой цвет — голубой.

В 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась напарница, Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А. Н. Островского и поставленной в 1882 году оперы Н.А. Римского-Корсакова. Ни в каком обряде, и во всемирной рождественской традиции подобного женского персонажа не существует, это уникальное явление, связанное только с советской и российской новогодней ёлкой.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь очередным выходным днём.

 

25 декабря

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

6 января

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

7 января


Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская православные церкви и Афон, а также Украинская греко-католическая церковь, старообрядцы и старо-стильные церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (т.н. старому стилю), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Вот такой экскурс в историю и традиции, извините за большое количество буковок - ворвалась, сама узнала много нового. И в завершении поста разрешите снова порадовать фото.

А вам, дорогие мои, ароматных предрождественских и предновогодних дней, волшебного настроения и звездопада чудес!

4 комментария:

  1. Ох, сколько вкусностей :) Прямо в гости захотелось :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна!! Заезжайте!!! Рады будем.

      Удалить
  2. Аппетитная выпечка. Мы тоже готовимся уже к Рождеству. Вчера поставили живую елку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада тёзке в гостях)) Это мы пекли на прощлых выходных к конкурсу (спасибо ему, расширили ассортимент - чему очень довольны - ванильные полумесяцы очень нежные и вкусные), а в эти дочку прорвало - ёлку достала, украсила гостиную. Остались мелкие штрихи ))

      Удалить